4

Мая 2019

В Ташкенте состоялась конференция «Вера и культура: диалог цивилизаций в XXI веке»
В рамках выставки-форума «Радость Слова» 4 мая в Свято-Никольском Ташкентском монастыре состоялась конференция «Вера и культура: диалог цивилизаций в XXI веке».


Ее организаторами выступили Просветительский отдел Ташкентской и Узбекистанской епархии, Ташкентская духовная семинария, а также Издательский Совет Русской Православной Церкви. Конференция прошла в русле магистральной темы «Церковь и культура», ныне активно разрабатываемой Комиссией Межсоборного присутствия по науке и культуре.

В фокусе выступлений участников конференции оказался не только диалог цивилизаций (что органично на земле Узбекистана, где Православная церковь давно соседствует с исламом). В не меньшей степени присутствующих занимали еще две проблемы. Это, во-первых, сохранение историко-культурной традиции, опирающейся на Православие, что предполагает постоянное неформальное обращение к ее наследию и ее урокам в современной деятельности Церкви. И, во-вторых, роль Церкви в условиях, когда современная западная цивилизация воспитывает пренебрежительное отношение к высокой культуре в целом, ставя ее в подчиненное положение к массовой культуре или же подменяя ее примитивными симулякрами.

В приветственном слове митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, в частности, сказал, что современная цивилизация «ставит стену» перед Словом Божием, всячески сокращая для него возможности оказать воздействие на умы, на души. И, следовательно, для Церкви одной из первейших задач становится – пробить эту стену, проникнуть сквозь нее к обществу, дать людям тот путь, двигаясь по которому они все же смогут обрести Царствие Небесное.

Глава Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент подчеркнул в своем докладе кризисную, переходную сущность современной культуры. Он сказал: «Сегодня мы видим, как вся наша культура находится в состоянии проверки на прочность. Но нужно ли нам, христианам быть обеспокоенными этим культурным упадком? Главной проблемой является поиск ответа на вопрос: будет ли этот упадок преодолен, если мы противопоставим этой потрепанной, разваливаемой и деградирующей культуре новую, религиозную в основе своей культуру? Мы должны обратиться к глубинным корням человеческого существования, сконцентрировать все наши действия и силы, собрать всю нашу решимость для проповеди Евангелия, для обращения людей к Богу… Возможно, нам следует отталкиваться от того, что слова культура и культ происходят от одного латинского корня cultus – “взращивание, забота, почитание”. Если говорить о почитании, то для нас, верующих православных христиан, это прежде всего почитание Бога, Его святых, Его заповедей. Превратное почитание вещей недостойных — это идолослужение. Здесь находится водораздел того, что принимается христианами и почитается, а что обличается. “Взращивание” и “забота” можно отнести к Божественной заповеди, данной прародителям еще до их грехопадения относительно возделывания Эдемского сада. Культурная деятельность в этом отношении становится продолжением взращивания райского сада, но не его самого, а его образа». По мнению владыки Климента, подлинную культуру надо возрождать и взращивать таким образом, чтобы дух Православия вошел в ее основу, стал той закваской, которая по словам Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, «квасит все тесто». Это те семена божественных замыслов, которые заботами церковного мира превращаются в деревья, делая пустыню цветущим оазисом.

Помощник Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви доктор исторических наук Д.М. Володихин в своем докладе «Представители мусульманских народов на службе в Московском царстве» указал на ценность исторического опыта русских государей XVI—XVII веков, предоставлявших своим подданным-мусульманам возможность выбора: сохранение их веры, что предполагало почетное, ни в малой мере не унизительное положение, но и отторжение от рычагов власти в преимущественно-православном государстве, или же переход в Православие и полный доступ ко всем политическим механизмам, невзирая на этническую принадлежность. Этот исторический опыт может быть, по словам Д.М. Володихина, востребован и в наши дни; как минимум, необходимо всестороннее его изучение.

А.С. Головин, исполнительный директор Ассоциации «Православная книга», указал на важный аспект быта православных общин в странах, бывших республиках СССР, включая и Узбекистан: своего рода «книжный голод». Иначе говоря, крайне недостаточное снабжение епархий свежей православной литературой на русском языке.

Из числа докладчиков, представлявших Ташкентскую и Узбекистанскую митрополию, яркий, оригинальный доклад сделал прот. Сергий Стаценко: «Экзистенция бумажной книги». С точки зрения докладчика, смерть бумажной книги, столь любимой и столь лелеемой церковными учреждениями, отвечающими за работу в сфере культуры, неизбежна. Да, она затянется и, возможно, не будет полной и абсолютной. Однако чем быстрее мы осознаем, что образование, воспитание и культурное развитие уже сейчас в большей степени связаны не с бумажными изданиями, а с информацией, помещенной на электронных носителях, тем легче Церкви будет работать, отвечая на вызовы современности, в том числе и те, которые связаны с культурой. Не надо изо всех сил цепляться за то, чему суждено уйти.

На конференции также выступили с интересными, информационно насыщенными докладами иеромонах Михаил (Столяров), О.А. Илюшкина, Ю.М. Колотовкина, и Е.В. Абдуллаев.

Информация о мероприятии

4

Мая 2019

12:00 - 14:00
Узбекистан, г.Ташкент, 2-й тупик Хамал, 3
  • Епархия Ташкентская и Узбекистанская епархия